Тренинг эмоционального интеллекта. #1 Зачем нужны эмоции?
Более 100 лет назад в ещё молодой науке психологии некоторыми учёными выдвигались идеи, что человек будущего – это человек без эмоций.
Что мы с вами эволюционируем настолько, что сможем полностью взять под контроль свои эмоции или даже совсем перестать их чувствовать. Потому что они только мешают и отвлекают.
Но вот прошло много лет, и эти ожидания и предсказания не сбылись.
По-прежнему эмоции и чувства (здесь и далее эти слова мы будем употреблять как синонимы) составляют важную часть нашей жизни.
Если вам так не кажется, вот несколько вполне простых доказательств:
— эмоции испытывают все люди на земле
— мы испытываем какие-либо эмоции каждый день своей жизни
— во все времена ранее люди тоже испытывали эмоции
— эмоции влияют на наши отношения, на наше здоровье, на нашу работу, на то, как воспринимают нас другие люди
Из всего этого можно сделать вывод, что эмоции существуют не просто так, а играют какую-то важную роль в нашей жизни.
Какую же?
-
Эмоции показывают нам ценность того, что происходит.
Так, например, если вас раздосадовало то, что ваш близкий человек забыл купить вам подарок на праздник, то это означает, что это для вас было ценно, значимо, и именно поэтому вызвало соответствующие эмоции. В противном случае, вы бы отнеслись к этому спокойно.
-
Эмоции говорят нам о наших потребностях и желаниях.
Например, если вы испытываете тревогу в отношении своего здоровья, то это может говорить о вашей потребности в безопасности, в том, чтобы чувствовать телесный комфорт, а также тревога будет говорить о том, что настоящий момент эта потребность нарушена.
-
Эмоции способны регулировать наше поведение, помогая нам адаптироваться к внешним условиям.
Так, переходя дорогу и неожиданно увидев летящий на вас автомобиль, вы, скорее всего, испытаете страх. А страх активизирует вашу нервную систему, ваши мышцы, сердце, в результате чего вы сможете мгновенно отпрыгнуть в сторону, что было бы трудно сделать так быстро, реагируй вы спокойно.
Зачем тогда развивать эмоциональный интеллект?
Вы можете спросить: раз эмоции являются таким естественным аспектом нашей жизни и выполняют такие важные функции, то зачем же специально их изучать, узнавать о них и понимать? Ведь они являются чем-то
естественным, что существует помимо нашей воли.
Но в том-то и дело, что, несмотря на свою естественность, в нашей жизни с
эмоциями бывает связано очень много проблем, от маленьких и локальных до очень серьёзных и глобальных.
Чтобы не быть голословными, приведём лишь основные проблемы, с которыми мы можем сталкиваться в нашей жизни:
-
Неумение распознавать эмоции.
В современной психологии даже есть специальный термин – «алекситимия», что означает свойство личности, выражающееся в трудности в назывании, распознавании и проявлении своих чувств.
Приведём пример.
Предположим, вы смотрите новости, где вам говорят, что в ближайшее время в связи с нестабильностью на валютном рынке и прочими факторами ожидается рост цен на продукты. Вы слышите это, потом слышите ещё какие-то новости, потом выключаете и начинаете заниматься своими домашними делами.
И вот в какой-то момент вы ощущаете внутренний дискомфорт. Не сильный, но ощутимый. Вы не можете понять, с чем он связан, и, предположим, думаете, что, возможно, это просто голод и вам надо чего-нибудь съесть. Идёте, съедаете булочку, и дискомфорт как будто бы проходит.
А на самом деле это был не голод, а тревога, которая возникла, когда вы услышали про повышение цен в новостях. Но если у вас трудность с распознаванием эмоций, вы можете не понять, что это именно тревога. И что съеденная вами булка для вашего организма оказалась лишней, так как ваша истинная потребность была не в пищи, а в том, чтобы успокоиться.
-
Проблемы с проявлением эмоций.
Их может быть вагон и маленькая тележка. Например, вас что-то или кто-то сильно обрадовал, и вы хотите от души посмеяться, но какой-то внутренний голос говорит вам, что не надо слишком сильно радоваться, или что неприлично так сильно выражать свои чувства. Или вас кто-то обидел, но вы никак не показываете своих чувств, а ваш обидчик, соответственно, в полной уверенности, что ничего страшного он не сделал. Или вам грустно и хочется просто уединиться и немного поплакать, но вы не позволяете себе этого, потом что «надо быть сильной / сильным», а плачут только «слабаки». Зато потом идёте за тортом, бутылкой вина, сигаретой или ещё каким-то «успокоителем».
-
Трудности в контейнировании эмоций.
В психотерапии есть понятие «контейнировать чувства», то есть наша способность испытывать какое-то чувство, переносить его, в течение какого-то времени, не прибегая при этом к деструктивному поведению по отношению к себе или другим. И вот эта способность у всех у нас очень разная. Так, например, один человек может испытывать сильный гнев при общении с другим человеком, но при этом может это контейнировать и продолжать общаться. А другому стоит только почувствовать лёгкое раздражение, и он уже либо лезет в драку, либо уходит от разговора, либо начинает «заедать» это чувство.
Довольно часто бывает, что эмоции низкой интенсивности мы можем контейнировать (например, волнение, тоску, недовольство), а вот эмоции сильной интенсивности уже нет (например, гнев, злость, тревогу, стыд и пр.).
-
Непонимание эмоций другого человека.
Вполне логично, что если я не понимаю собственные эмоции, мне трудно будет понять эмоции другого.
Так, например, если мама 10-летнего ребёнка сама не позволяет себе испытывать временами грусть и, тем более, проявлять её, то ей может быть совершенно непонятно, почему её ребёнок заперся в своей комнате и
плачет после того, как потерял свой любимый плеер или игрушку. Либо она будет понимать это только на рациональном уровне, в результате чего попробует «рационализировать» чувства ребёнка, сказав ему, что надо быть аккуратнее в следующий раз, или что не стоит так сильно расстраиваться – купим новый, и т.п. Вместо того, чтобы понять, что ребёнок просто грустит, потому что потерянная вещь была для него ценной. И что ему нужна эмоциональная поддержка от мамы, а не её нотации.
-
Проблемы со здоровьем, возникающие в результате неправильного обращения со своими эмоциями.
Приведём лишь несколько примеров из множества, описанных в книге Д. Гоулмана «Эмоциональный интеллект».
Так, например, данные одного исследования медицинского факультета Стенфордского университета показали, что когда госпитализированных после впервые перенесённого сердечного приступа людей просили вспомнить события, которые когда-то в прошлом привели их в ярость, то способность сердца перекачивать кровь снижалась на 5%, а у некоторых даже на 7%. Что рассматривается кардиологами как признак миокардиальной ишемии.
Ещё одно исследование показало, что если у вас увеличивается частота сердечных сокращений и повышается давление, потому что вы по привычке раздражаетесь, то через 30 лет это, возможно, приведёт к ускоренному образованию тромбоцитов и, следовательно, к ишемической болезни сердца.
А в ходе исследования, проведённого на медицинском факультете Гарвардского университета, было опрошено более 1500 мужчин и женщин, перенесших несколько сердечных приступов. Им предложили описать их эмоциональное состояние незадолго до приступа. Оказалось, что гнев более чем вдвое увеличивает опасность остановки сердца у людей с уже больным сердцем, причём эта опасность сохраняется в течение примерно 2 часов после вспышки гнева.
В одном из наиболее строгих с научной точки зрения исследований Шелдон Коэн, психолог Университета Карнеги- Меллона, совместно с учеными научно-исследовательского подразделения по изучению простудных заболеваний в Шеффилде, Англия, тщательно проанализировал, как долго и какого уровня стресс испытывали люди в течение прожитых лет, а затем систематически подвергал их воздействию возбудителей простудных заболеваний. Наблюдения показали, что далеко не все участники эксперимента подхватили простуду: крепкая иммунная система способна сопротивляться — и всегда сопротивляется — вирусам простуды. Коэн обнаружил, что чем больше стрессов в жизни людей, тем больше вероятность возникновения у них простудных заболеваний. В группе с незначительным уровнем стресса заболели 27 процентов испытуемых, а в группе пациентов, жизнь которых была полна стрессовыми ситуациями, — 47 процентов, а это служит прямым доказательством, что стресс сам по себе ослабляет иммунную систему.
Так, из 100 пациентов, которым была сделана пересадка костного мозга, 12 из 13, пребывавших в угнетенном состоянии, умерли в первый же год после трансплантации, а 34 из оставшихся 87 прожили еще два года после операции. Больные с хронической почечной недостаточностью, проходившие курс лечения диализом, то есть с использованием аппарата искусственная почка, у которых диагностировали тяжелую степень депрессии, подвергались большему риску умереть в течение двух последующих лет, поскольку депрессия относится к наиболее серьезным прогностическим факторам летального исхода в сравнении с любым другим медицинским показателем. В данном случае связь между эмоцией и состоянием здоровья приобретает не биологический, а установочный характер: подавленные пациенты гораздо хуже выполняют требования, предписанного им курса лечения, к примеру, жульничают в отношении режима питания, что только повышает риск обострения болезни.
Депрессия, по-видимому, обостряет и болезни сердца. В ходе продолжавшегося двенадцать лет наблюдения за 2832 мужчинами и женщинами среднего возраста выяснилось, что те, кто испытывал непрекращающееся отчаяние и безнадежность, гораздо чаще умирали от болезней сердца. А среди тех трех процентов испытуемых, страдавших депрессией в тяжелой форме, смертность от заболеваний сердца оказалась в четыре раза выше, чем среди тех, кто не ощущал никакой депрессии.
Однако на наше здоровье влияют не только негативные, но и позитивные эмоции.
Так, в ходе исследования с участием 122 человек, переживших первый сердечный приступ, оценивался уровень их оптимизма или пессимизма. Через восемь лет из 25 самых законченных пессимистов умер 21, а из 25 наиболее жизнерадостных оптимистов умерли только 6. Их мироощущение оказалось более надежным показателем выживания, чем любой медицинский фактор риска, включая степень нарушения сердечной деятельности после первого приступа, артериальную блокаду, уровень холестерина или кровяное давление. В другом исследовании из всех пациентов, перенесших операцию по обходному артериальному шунтированию, оптимисты быстрее поправлялись и имели меньше осложнений во время и после операции, чем пессимисты.
-
Трудности с переживанием и отпусканием эмоций.
Этот тип эмоциональных проблем встречается если не чаще остальных, то очень часто. Здесь и обида, которую мы затаили на коллегу, которая нам сказала какую-то колкость вчера. Причём она сказала и забыла, а мы до сих пор ходит с этой обидой.
Это и раздражение на мужа, который забыл подарить на 8 марта мне цветы, из-за чего я ничего не хочу дарить ему на его день рожденья, который, к слову 10 августа, то есть, спустя аж несколько месяцев.
Это и всепоглощающее чувство вины перед близким человеком, который ушёл из жизни, а мы, как нам кажется, не успели сказать ему что-то важное. И может пройти год, 5 лет, 20 лет, а это чувство, как камень, привязанный за шею, может не отпускать нас.
Таким образом, как мы видим, эмоции не только важны и нужны, но и при «неумелом обращении» могут создавать множество проблем в нашей жизни.
И если со многими другими жизненными проблемами нас учит справляться школа, институт, родители, то с эмоциональными трудностями целенаправленно не учит справляться никто.
Поэтому тут каждый сам по себе.
Однако хорошая новость заключается в том, что эмоциональный интеллект, также как и обычный, можно совершенствовать. Собственно, с этой целью и создан данный тренинг.
Но прежде, чем двинуться дальше, давайте остановимся ещё на одном важном аспекте в понимании эмоций – на их универсальности.
Что нам забыли сказать про Чарльза Дарвина?!
Все мы изучали в школе биологию и, конечно, помним, кто такой Чарльз Дарвин. Но вот, скорее всего далее не все из нас знаю, что кроме знаменитой теории эволюции, Дарвин многие годы разрабатывал и другую теорию. А именно огромное исследование о проявлении эмоций у животных и человека. Его исследование было впервые опубликовано в 1872 году.
При проведении данного исследования Дарвин изучал проявление эмоций у людей из самых разных стран с разных континентов, разных рас, пола, возраста, вероисповедания. А также изучал проявление эмоций у высших животных (в частности, приматов). Начал данное изучение Дарвин ещё в 1838 г., то есть в совокупности изучал этот вопрос почти 35 лет.
И в результате этого обширного труда он пришёл к очень важным выводам, многие из которых впоследствии подтвердились современными учёными и психологами.
Один из самых главных выводов Дарвина заключался в том, что всё многообразие человеческих эмоций можно свести к 8 так называемым «базовым аффектам» (Дарвин обнаружил меньше, но сейчас выделяют 8).
И, что очень важно, эти базовые аффекты:
— являются врождёнными и присутствуют в повседневной жизни у всех людей и высших животных
— выполняют важнейшие для жизнедеятельности человека функции
— возникают у любого человека в ответ на универсальные жизненные «кризисы»
— имеют абсолютно одинаковый способ своего выражения и проявления вне зависимости от национальности, пола, возраста, уровня образования и т.п.
Помимо базовых аффектов или простых врождённых эмоций, Дарвин описывает и сложные эмоции (любовь, ревность, ненависть, счастье), проявления которых уже не является универсальными, а зависит от культурных, национальных и других особенностей.
После Дарвина большой вклад в понимание природы эмоций внёс Сильван С. Томкинс, начиная с 1940 гг. В частности, он обнаружил один базовый аффект, который пропустил Дарвин (какой – мы расскажем в следующих занятиях). Кроме этого он разделил все базовые эмоции на «позитивные» (которые мы стремимся усилить), «негативные» (которые мы стремимся уменьшить) и «регулирующие».
Он говорил о том, что функции «позитивных» аффектов – помогать людям и высшим млекопитающим испытывать радость от нового и наслаждаться общением и взаимоотношениями со знакомым, особенно с теми, кого мы любим.
Функция «негативных» аффектов состоит в том, чтобы помогать нам справляться с неизбежно возникающими жизненными кризисами.
Функция же «регулирующих» аффектов в том, что они прерывают другие аффекты, обеспечивая мгновенную переориентацию в случае необходимости.
И, наконец, ещё дальше развил идею о базовых врождённых аффектах Луис Г. Стюарт в 1980 гг. Он конкретизировал имеющиеся до него данные о базовых аффектах, а также связал их с идеями одного из мэтров психологии и психотерапии ХХ века – К. Юнга.
Благодаря этому Стюарт не только более детально смог описать функции врождённых аффектов, которые присуще каждому из нас, но и обнаружил связь между ними и развитием высших психических функций.
Таким образом, он смог прийти к выводу, что понимание, переживание и проявление первичных базовых аффектов, по сути, является мощной силой для развития нашей психики и нашей личности.
В последующий занятиях мы будем не раз ссылаться на исследования и выводы Л. Стюарта, изложенные им в замечательной книге его супруги, Джоан Ходоров (чьи предки были из России и Польшы), которая называется «Танцевальная терапия и глубинная психология».
А о том, как именно это происходит, мы поговорим дальше.
В последующих занятиях мы подробно разберём каждый из 8 базовых аффектов по определённый схеме.
Во-первых, мы опишем сущность каждого из аффектов и выясним, в ответ на какие универсальные жизненные ситуации он возникает.
Во-вторых, мы поговорим о том, какие функции имеет та или иная базовая эмоция для нашей жизни.
В-третьих, мы посмотрим на универсальные «коды» выражения каждого аффекта, что позволит лучше понимать как самих себя, так и эмоции других людей.
В-четвёртых, мы разберём на конкретных примерах основные трудности, связанные с выражением, контролем и проявлением каждого конкретного аффекта.
И, в-пятых, вместе с вами мы пошагово освоим основные психологические техники, которые могут помочь нам справиться с тем или иным аффектом.
Кроме всего прочего, в последних занятиях мы поговорим о сложных эмоциях, их роли и значении.
А также о том, как можно развивать свой эмоциональный интеллект дальше, поделимся списком замечательных книг и фильмов на эту тему, и поговорим о том, почему именно эмоциональный интеллект больше всего влияет на успешность наших отношений с другими людьми.
Да, сразу скажем, что поскольку наши занятия представляют из себя тренинг, то мы будем учиться и тренироваться. В данном случае учиться лучше узнавать самих себя в связи с темой эмоций.
Это обучение не будет полностью эффективным, если мы будет только разбирать теорию.
Поэтому сразу скажем, что в дальнейших занятиях будет много того, что может вызывать у вас разные чувства, мысли, образы и воспоминания. Отнеситесь к этому спокойно, так как без личной вовлечённости в этот процесс обучения, а также без выполнения всех описываемых в следующих занятиях практик, результат будет стремиться к нулю.
P.S.
После этих тренингов моё отношение к чувствам и эмоциям радикально поменялось. И теперь в моей повседневной жизни и профессиональной деятельности эта сфера занимает очень важное место. И, думаю, что по-другому уже никогда не будет!
Надеюсь, что кусочек той ценности, которую я получил на тех тренингах, а также в процессе последующего чтения книг Дж. Ходоров и других авторов по этой теме, мне удастся передать и вам!
Ну, что, интересно?!
Далее >>> Тренинг эмоционального интеллекта. #2 Страх?
*******
© Интернет-тренинг эмоционального интеллекта «Воспитание чувств», автор психолог Леонов Сергей Дмитриевич
Понравилось? Поделитесь с друзьями!