День мрачен; все вокруг уныло и темно; Льет дождь; и ветер неустанно бьется мне в окно. Лоза все также тянется к развалинам стены, А листья падают, порывом ветра сметены. День мрачен; все вокруг темно.
Вот жизнь моя – все мрачно и темно; Льет дождь; и ветер неустанно бьется мне в окно. А мысли устремляются к разбившимся мечтам, Мечтам той юности, что не вернется к нам. И дни мои мрачны, все в них темно.
Спокойно будь, о сердце, не ропщи, За тучами сияет солнце, посмотри; Судьба одна, и ты ее не проведешь, И должен в жизни каждого пролиться дождь.
И будут дни, что мрачны и печальны.
(Генри Лонгфелло, «Дождливый день»)
Шкала интенсивности этого аффекта
Тоска
Грусть
Печаль
Отчаяние
Горе
Мука
В каких ситуациях возникает этот аффект?
Печаль возникает в ситуациях ПОТЕРИ.
Ч. Дарвин пишет
«Когда мать внезапно теряет своего ребёнка, она неистовствует от горя и находится, без сомнения, в возбуждённом состоянии: она безудержно ходит взад и вперёд, рвёт на себе волосы или одежду и ломает руки.
… При внезапной потере любимого человека одной из первых возникает мысль о том, что была всё же какая-то возможность что-то сделать для предотвращения потери. Одна наблюдательница описывает поведение девушки при внезапной смерти её отца: «Она ходила по дому, ломая руки, как безумная, говоря, что это я виновата, я не должна была оставлять его, зачем я не просидела ночь возле него…Подобные мысли…порождают сильнейшее стремление к энергичным действиям какого бы то ни было рода.
Как только человек, испытывающий такие страдания, вполне осознаёт, что сделать ничего нельзя, тотчас бурные проявления горя сменяются отчаянием и глубокой печалью».
В жизни каждого из нас, независимо от нашей воли, возникают ситуации потери.
Это может быть потеря какой-то значимой для нас вещи: часов, кольца, памятной фотографии.
Это может быть потеря любимой работы, потеря привычного круга общения, например, в результате переезда в другой город, потеря жилища и своего дома.
Это может быть потеря отношений, когда мы с кем-то расстаёмся, от кого-то уезжаем, с кем-то теряем контакт.
Это может быть потеря кого-то из наших близких, когда близкий человек умирает и его уже не вернуть.
И, наконец, это может быть потеря какой-то части самих себя. Например, когда в суете повседневности мы теряем связь с нашими мечтами и желаниями, со своей женской или мужской частью личности, с какими-то важными историями из нашего прошлого, с ощущением наполненности смыслом своей жизни.
Зачем нужен этот аффект
Джоан Ходоров в своей книге задаёт вопрос:
«Потеря приносит нам столько боли, что мы вправе спросить: зачем же тогда нужна печаль? В попытке ответить на этот вопрос, Льюис Стюарт предлагает нам представить, на что была бы похожа жизнь без печали. Если бы нам не приходилось обращать внимание на потери, то мы бы не осознавали значимость тех, кого мы любим.
Представьте себе пресность, равнодушие жизни, если бы на смерть ребенка, супруга или друга мы реагировали примерно такими словами: «О, ну вот, видимо, и все. Что ж, сегодня ты здесь, а завтра – там».
Печаль соединяет нас не только с теми, кого мы любим, но и со всей многогранностью осязаемого мира. Потерять любимого человека означает потерять изобилие и красоту природы.
Так как мы чувствуем важность наших взаимоотношений для осязаемого мира, элемента земли, активируется такая функция психики, как ощущение.
Когда мы ощущаем всю полноту потери, традиционные, ритмические, раскачивающиеся средства выражения траура и сосредоточенность на изображении утраченного любимого человека позволяют нам продолжать видеть его \ ее образ; оплакивание преображается в поэзию, песни, живопись и скульптуру…»
Чтобы проиллюстрировать функцию такого важного аффекта, как печаль, приведём пример.
«Капризный старик»
Когда этот старик умер в доме престарелых в маленьком австралийском городке, все считали, что он ушел из жизни, не оставив в ней никакого следа.
Позже, когда медсестры разбирали его скудные пожитки, они обнаружили это стихотворение. Его смысл и содержание настолько впечатлили сотрудников дома престарелых, что копии быстро разошлись по всем работникам учреждения. Одна медсестра взяла копию в Мельбурн.
Единственное завещание старика с тех пор появлялось под Рождество в журналах по всей стране, а также в изданиях для психологов. Этот старый человек, который ушел из жизни в богом забытом городке в Австралии, поразил людей во всем мире глубиной своей души.
Что вы видите, врачи, что вы видите,
Смотря на меня? О чем вы думаете?
«Ой, этот капризный старик, не умудренный годами,
С непонятной жизнью и отсутствующими глазами»?
Который сидит над тарелкой и молчит,
Когда сестра в исступлении кричит — ешь!
Который не замечает ваших стараний
И постоянно все теряет: то туфли, то носки.
Который, сопротивляясь или нет,
Позволит сделать с ним все, что нужно.
День, которого больше нечем заполнить,
Кроме как искупать с утра и накормить в обед.
Об этом вы думаете? Это видите вы?
Тогда откройте глаза, врачи. Ведь вы не смотрите на меня.
Но, уж коли сижу здесь тихо я,
Подчиняясь вашим порядкам и выполняя желания,
Расскажу вам немного о себе и о том, кем я сам чувствую себя.
Я — десятилетний мальчик, живущий с папой, мамой,
Братьями и сестрами, и наша семья — самая любящая на свете.
Я — окрыленный подросток шестнадцати лет,
Мечтающий встретить любовь,
И я — жених, которому двадцать. От клятвы, которую я только что дал,
У меня выпрыгивает сердце.
Вот мне уже двадцать пять, и у меня есть малыш,
Ему нужны забота, охрана, дом и семья.
Он растет очень быстро, и в свои тридцать
Я понимаю, что семейные узы крепко связали нас навсегда.
В сорок моя женщина не дала мне совсем загрустить,
Когда сыновья покинули дом,
А в пятьдесят у моих ног играли малыши,
Мы опять были с детьми, моя любимая и я.
Но вот надо мной висит черная туча: моя жена мертва.
Я с ужасом смотрю в будущее, содрогаясь от того, что ждет там меня.
Теперь я живу для детей и их детей.
Я думаю о прошедших годах, о любви, которая у меня была.
Теперь я старик… и жизнь, жестокая вещь,
Заставляет меня выглядеть глупо.
Мое тело разваливается, сила исчезает,
На том месте, где когда-то было сердце, теперь камень.
Но внутри этой дряхлой оболочки все еще живет молодой человек
С сердцем, которое все еще бьется, как будто на батарейках.
Я помню все: и радость, и боль.
Я люблю эту жизнь и живу ею, как прежде.
Времени было так мало, и пролетело оно так быстро,
И я знаю: ничто в этом мире не вечно.
Так откройте глаза ваши, люди!
Откройте и посмотрите на «капризного старика».
Взгляните внимательней! И увидьте меня…
Эти степени аффекта печали будут иметь схожие выражения, отличаться будет только их интенсивность.
— Взгляд вниз, расфокусированный (в отличие от гнева, когда он чётко сфокусированный)
— Мышцы тела расслаблены, тело как будто «стекает» на землю
— Импульс сесть или раскачиваться в стороны
— Слёзы (грусть, печаль)
— Дыхание нечастое, глубокое
— Голова опущена
— Мышцы лица расслаблены, уголки губ опущены вниз
— Ритмичное раскачивание
Данная телесная реакция позволяет как бы «заземлиться», обрести опору после потери чего-то или кого-то важного.
Ритмичное раскачивание позволяет проживать аффект и успокаиваться.
Отчаяние, Горе, Мука
При этих уровнях интенсивности аффекта печали выражения будут другими:
— Слёзы, крик
— Хаотичные метания, резкие движения
— Мышцы тела напряжены
— Сердцебиение учащённое
— Покачивания вперёд-назад
Таким образом, при большой и особенно внезапной потере, вначале мы можем испытать впасть в состояние горя или муки с характерными способами выражения данных чувств. Но по мере того, как чувства выходят, горе может сменяться на печаль, и интенсивное выражение чувств будет сменяться на более спокойное.
«От печали до радости…»
Одна женщина на группе снижения веса сказала как-то раз: «Я поняла, что запретив себе в какой-то момент жизни плакать, переживать печаль, я запретила себе и радоваться».
Физиологически сильный плач и сильный смех во многом похожи. Интенсивно сокращаются межрёберные мышцы, диафрагма, мышцы пресса, становиться более глубоким дыхание, появляются слёзы (вспомните устойчивое выражение «слёзы радости», «плакать от радости»).
Можно предположить, что запрет на переживание грусти, печали, горя может влиять на формирование бессознательного запрета переживать радость, получать удовольствие от жизни во всех её проявлениях, и вообще чувствовать себя живым.
Основные проблемы, связанные с данным аффектом
1. Невозможность до конца пережить печаль, связанную с потерей
Без сомнения, одна из самых больших потерь в нашей жизни – это потеря близких.
Теряя кого-то из родных и значимых для нас людей, мы не просто переживем печаль – мы переживаем горе.
С одной стороны – это естественная реакция. Горевать, плакать, быть обессиленным, чувствовать пустоту. Но с другой стороны, горе может оказывать разрушающий эффект на нашу жизнь, если мы не можем до конца пережить потерю.
В психологии и психотерапии накоплен большой опыт о том, что считать «нормальным» гореванием, а что «болезненным».
Так, всемирно известная психолог из США, Элизабет Кюблер-Росс выделили несколько стадий горевания, которые проходят люди, теряющие близких (постепенной умирающий человек проходит аналогичные стадии).
Мы не переживаем эти стадии строго поочередно, точно, линейно, шаг за шагом. Это было бы слишком просто! Происходит так, что мы погружаемся в разные стадии в разное время и даже можем возвращаться обратно к тем стадиям, которые уже переживали. Кюблер-Росс говорит, что стадии могут длиться разные периоды и могут сменять друг друга или существовать одновременно.
«Нулевая» стадия – шок, потрясение
«Я не могу в это поверить», «Такого не бывает», «Не со мной!», «Только не снова!».
На этой стадии, как правило, человек находиться как будто в состоянии транса и не в полной мере контактирует со своими чувствами.
Отрицание
Это зачастую временная защита, которая дает нам время собрать информацию об изменениях перед тем, как переходить на другие этапы. Мы не хотим верить, что изменения происходят. Если мы притворимся, что изменений нет, если мы отдалимся от него, то, возможно, оно исчезнет. Слегка похоже на страуса, прячущего голову в песок.
Злость
«Почему я? Это несправедливо!» «Нет! Я не могу это принять!»
Когда мы осознаем, что изменения реальны и коснутся нас, наше отрицание переходит в злость. Мы злимся и обвиняем кого-то или что-то в том, что с нами происходит.
Что интересно, наша злость может быть направлена совершенно в разные стороны. Люди могут злиться на начальника, самих себя, даже Бога. В тяжелые экономические времена во всем винят экономику. Это вина правительства или топ-менеджмента – надо было все спрогнозировать и просчитать. Вы можете больше раздражаться на коллег или членов семьи. Вы обнаружите, что люди начинают цепляться к мелочам.
Торг
«Только дай мне дожить до того, как дети окончат школу.»; «Я все сделаю, повремени пока? Еще несколько лет».
Это естественная реакция людей. Попытка отложить неизбежное. Мы часто видим подобное поведение, когда люди переживают изменения.
Мы начинаем торговаться, лишь бы отдалить перемены или найти выход из ситуации. Большинство сделок мы пытаемся заключить с Богом, другими людьми, с жизнью. Мы говорим «Если я пообещаю это делать, ты не допустишь этих изменений в моей жизни». В рабочих ситуациях некоторые начинают усерднее работать и часто остаются сверхурочно, пытаясь избежать сокращения.
Депрессия
«Я так несчастен, разве меня может что-то беспокоить?»; «К чему попытки?»
Когда мы понимаем, что торг не дает результатов, приближающиеся перемены становятся реальными. Мы понимаем все потери, которые повлекут за собой перемены, и все, что нам придется оставить. Это толкает людей в состояние подавленности, депрессии, отсутствие энергии.
Стадия депрессии часто заметна в рабочей обстановке.
Люди, сталкивающиеся с переменами на работе, достигают состояния, когда они чувствуют себя демотивированными и крайне неуверенными в их будущем.
На практике эта стадия характеризуется частым отсутствием. Люди берут больничные листы.
Принятие
«Все будет хорошо»; «Я не могу победить это, но я могу хорошо подготовиться к этому».
Когда люди понимают, что борьба с переменами не дает результатов, они двигаются к стадии принятия.
Это не счастливое состояние, скорее покорное принятие изменение, и чувство, что они должны с этим смириться. В первый раз люди начинают оценивать перспективы. Это как поезд, въезжающий в тоннель. «Я не знаю, что там за поворотом. Я должен двигаться по рельсам, мне страшно, но нет выбора, Надеюсь, там есть свет в конце…»
Это может превратиться в ресурсное состояние, поскольку заставляет людей изучать и искать новые возможности. Люди открывают новое в себе, и это всегда здорово осознавать мужество, которое необходимо для принятия.
Во многом суть этой стадии хорошо выражена во фрагменте из фильма «Кроличья нора», где пожилая мать говорит со своей взрослой дочерью, которая некоторое время назад потеряла маленького сына.
Кюблер-Росс говорила, что мы колеблемся между стадиями. Однажды Вы чувствуете принятие, но потом за кофе на работе Вы слышите новости, которые отбрасывают Вас назад к стадии злости. Это нормально!
Хотя она не включила надежду в список своих пяти стадий, Кюблер-Росс добавляет, что надежда – это важная нить, связующая все стадии.
Эта надежда дает веру, что у изменений хороший конец, и что у всего происходящего есть свой особый смысл, который мы поймем со временем.
Это важный показатель нашей возможности успешно справляться с изменениями. Даже в самых сложных ситуациях есть возможность для роста и развития. И у каждого изменения есть конец.
Однако проблемы возникают тогда, когда человек не может пережить горе до конца и прийти к стадии принятия.
Тогда он «застревает» в горевании, и это начинает негативно влиять на качество его жизни.
У всех это влияние может быть разным, но можно выделить несколько самых часто встречаемых моментов:
— потеря радости, когда ничего по-настоящему не радует
— бессознательный запрет себе на переживание любых приятных чувств
— бездонное чувство вины за то, что что-то не успел или не сказал тому, кого потерял
— отказ от поиска смысла и целей дальнейшей жизни, когда человек просто плывёт по течению
— уменьшение количества контактов с родными, друзьями, коллегами вплоть до полной изоляции
— повышенная тревожность или раздражительность, связанная на самом деле с тем, что я боюсь и очень не хочу соприкасаться со всей силой своей печали и горя, а для этого приходиться тратить очень много энергии, чтобы подавлять эти чувства.
2. «Позитивное мышление» как защита от печали
Все мы не раз слышали мотивирующие фразы типа «Мысли позитивно!», «Не бери в голову», «Просто не обращай на это внимание», «Don`t warry, be happy» и так далее.
Для многих людей это не просто фразы – за этим скрывается определённый способ мышления, определённое мировоззрение.
Часто это называют «позитивно мыслить».
Я не имею ничего против того, что важно быть оптимистом, иметь надежду, видеть лучшее в людях и в себе самом, а также в разных происходящих в нашей жизни ситуациях.
Но часто бывает, что т.н. «позитивное мышление» играет для человека роль психологической защиты.
Когда я просто начинаю отрицать всё то, что может вызвать у меня негативные чувства. И особенно чувства печали.
Таким образом, я бессознательно стараюсь избегать ситуаций и проявлений грусти и печали, теряя тем часть самого себя.
Ведь, как мы писали выше, печаль – это естественная и универсальная реакция на ситуацию потери. А ситуации потери случаются в нашей жизни, вне зависимости от того, мыслим ли мы позитивно, негативно или как-то ещё.
И тогда возникает вопрос.
Если я сторонник позитивного мышления, то что я буду делать, когда жизнь столкнёт меня с ситуацией потери?
Потери важной для меня вещи, домашнего питомца, работы, потери отношений и, наконец, потери близкого человека.
Очевидно, что в таких ситуациях я буду делать всё, чтобы не переживать печаль или горе, а защититься от них.
Либо, что ещё хуже, такие ситуации могут полностью застать человека врасплох и привести к потере рассудка или серьезному психическому расстройству.
3. Восприятие проявления печали как проявления слабости, излишней чувствительности и неумения контролировать себя.
Слышал ли кто-то из вас фразы, которые родители бросают своему ребёнку:
— Не плачь!
— Что нюни распустил?!
— Мальчики не плачут!
— Будь сильной!
— Всё это телячьи нежности
— Слезами делу не поможешь
— Что толку плакать
А может быть какие-то другие, но с таким де смыслом?
Часто уже с детства может формироваться твёрдая бессознательная установка про то, что нельзя переживать печаль, показывать слёзы, так как это плохо. Это проявление слабости, мягкотелости, сентиментальности.
Особенно не повезло здесь мужчинам, так как запрет на слёзы – это один из самых мощных и самых распространенных культурных запретов, которые существуют в отношении мужчин в современном обществе.
Отсюда и образ «настоящего мачо»: брутального, накачанного и, естественно, никогда ни при каких обстоятельствах не плачущего.
Но это касается не только мужчин. Достаточно распространённым становиться и культурный стереотип «настоящей женщины».
Либо это «железная леди», которая делает карьёру, «обскакивая» своих конкурентов-мужчин, строит бизнес или работает на трёх работах, не одевает всякие там платья, а только штаны или строгие юбки и, естественно, никогда не плачет.
Либо это «я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик» — женщина, которая готова на всё ради всех. Которая идеальная жена, мать, домохозяйка. Которая воспитывает детей, контролирует мужа, помогает родителям, утешает подруг, является старшей по подъёзду и по совместительству главой родительского комитета у ребёнка в школе. Какой там грустить? Когда там плакать? Это воспринимается как пустая трата времени.
И тогда чувства грусти, печали, горя будут, как вода в реке, которой преградили путь, всё равно пытаться найти себе дорогу.
Через болезнь, зависимости (никотин, кофе, трудоголизм), переедание, хроническую усталость.
А также через потерю радости от повседневной жизни.
Вы спросите, а причём тут радость?
А притом!
Ведь запретив себе переживать грусть и печаль, не «опустошая» вовремя сосуд с этими эмоциями, трудно заполнить его потом радостью, счастьем, лёгкостью или вдохновением. Потому что переживание печали может, в конце концов, дать огромный ресурс для жизни. А запрет на печаль, наоборот, — огромный ресурс отнять.
4. Состояния, требующие внимания.
Депрессия
В обычной жизни мы часто используем термин «депрессия» применимо просто к плохому настроению или унынию. Однако это две большие разницы. Потому что депрессия – это психическое заболевание, требующие специализированной (психотерапевтической и медицинской) помощи.
Заподозрить у себя или кого-то из близких депрессию можно, если, согласно DSM-V (американский справочник психических расстройств, применяемый многими специалистами в области психического здоровья всему миру) у человека проявляются как минимум 5 из нижеследующих признаков в течение как минимум двух недель подряд:
— пониженное в течение большей части дня настроение
— явное снижение интереса к источникам удовольствия в течение большей части дня
— выраженная потеря веса или прибавка в весе, снижение или повышение аппетита
— бессонница или повышенная сонливость
— психомоторное возбуждение или заторможенность
— чувство усталости
— ощущение собственной бесполезности или повышенное чувство вины
— снижение внимания, мыслительных способностей, нерешительность
— периодически повторяющиеся мысли о смерти или суициде, попытка или планирование самоубийства
Узнать, есть ли у вас и ваших близких депрессия и, если есть, то насколько сильно она выражена, можно с помощью онлайн-теста на основе шкалы А. Бека здесь
Посттравматическое стрессовое расстройство
Печаль, грусть и горе могут проявляться и при постстрессовом травматическом расстройстве, которое может возникнуть в результате перенесения самых разных травмирующих событий, в том числе, связанных с какой-либо значимой утратой.
В данном случае требуется помощь специалиста.
Признаками ПТСР будут следующие:
— в анамнезе – переживание или встреча с событиями, повлекшими чью-либо смерть, тяжёлую травму или значительную угрозу жизни и здоровью человека или его близких; в ответ на эти события – переживание сильного страха, ужаса, чувства беспомощности
— события вновь и вновь переживаются человеком в виде периодически повторяющихся мучительных воспоминаний, снов, иллюзий
— ухудшение самочувствия, вызванного этими воспоминаниями
— соматические расстройства, вызванные этими воспоминаниями
— постоянное избегание того, что могло бы напомнить о травмирующих событиях, субъективное чувство «онемения», отчуждённости или отсутствия эмоциональной реакции
— по крайней мере, 2 из нижеследующих симптомов возбуждения: проблемы со сном, раздражительность, плохая концентрация, повышенная пугливость
— значительное ухудшение состояния или симптомов, длящиеся, по меньшей мере, 1 месяц
Дистимия
Печальным и грустным человек может казаться тогда, когда на самом деле у него присутствует дистимическое расстройство.
Для него характерны такие признаки:
— снижение настроение в течение большей части дня на протяжении 2 и более лет
— во время пониженного настроения есть как минимум 2 из нижеследующих признаков: снижение аппетита или переедание, бессонница или повышенная сонливость, чувство усталости, низкая самооценка, снижение концентрации, трудности с принятием решений, чувство беспомощности
— в течение 2 лет симптомы не исчезают на срок больший, чем 2 месяца
— выраженное ухудшение
При наличии таких признаков также необходимо обратиться за помощью к врачу-психотерапевту или клиническому психологу.