Возьмём простую ситуацию: человек идёт есть в тот момент, когда на самом деле его организм не голоден.
У каждого такое иногда бывает, а при расстройствах пищевого поведения и лишнем весе такое бывает довольно часто.
Понятно, что в этой ситуации пойти есть побуждает не нормальный физиологический голод, а что-то другое.
И если человек поддаётся этому желанию, то он как минимум получает лишние калории. А если такие ситуации повторяются систематически – то могут возникнуть и более серьёзные проблемы, в том числе набор веса.
И вот когда на занятиях по осознанному питанию мы с участниками начинаем разбирать, почему же так происходит, то приходим к выводу, что причины у каждого свои. И каждый видит их сквозь призму своего уровня осознанности в отношении питания.
Давайте посмотрим подробнее.
Как начать есть осознанно, проходя 7 уровней рефлексии питания
Итак, абстрактная Мария Ивановна пошла есть семечки в тот момент, когда объективно её организм был не голоден. Как её дальнейшие действия в этой ситуации будут зависеть от уровня рефлексии питания.
1-й уровень – «В состоянии транса»
Когда М.И. даже не замечает, как съедает пакет семечек.
На онлайн-группах осознанного питания я прошу участников вести дневник, чтобы фиксировать, когда и что они едят (это не самое главное в данном подходе, но тоже немаловажно). И бывает удивительно, когда спрашиваешь человека, что он сегодня ел. Он отвечает по памяти. А потом вдруг заглядывает в дневник, и оказывается, что был ещё один приём пищи, который он просто забыл. И одна из причин – потому что в тот приём пищи он ел на автомате, даже не замечая, что происходит.
2-й уровень – «Констатация факта»
Когда М.И. может в какой-то момент заметить «Так, я ем семечки, хотя я же не голодна». То есть, это осознание того, что сейчас я даю организму пищу, в которой он на самом деле не нуждается. Надо сказать, очень важное осознание! Без него не возможно «эволюционировать» на следующие уровни.
Однако М.И. может констатировать факт, но не понимать, с чем это связано.
3-й уровень – «Оглянись вокруг»
Когда М.И. не просто понимает, что съела семечки без чувства голода, а может увидеть связь этого поступка с тем, что происходило вокруг неё в тот момент. То есть, связь с какой-то реальной ситуацией, в контексте которой её «вдруг» потянуло на семечки.
Например, она может обнаружить, что мысль про семечки пришла ровно тогда, когда они стали обсуждать с мужем будущий отпуск и сильно разошлись во мнениях, когда, где и как отдыхать.
И это очень важное наблюдение. Хотя само по себе оно ещё многого не объясняет.
4-й уровень – «Взгляд внутрь себя»
Это про то, что М.И. начинает связывать своё пищевое поведение (в данном случае еду без реального голода) не столько с самой ситуацией вокруг, сколько со своими мыслями и чувствами по поводу этой ситуации.
Например, когда она обнаруживает, что общаясь с мужем про отпуск, она начинает думать о разности их взглядов, о непонимании. И чувствовать раздражение, а может быть, досаду или обиду.
То есть, она помещает источник своего импульса пойти поесть внутрь себя, что является чрезвычайно важным для обучения тому, как есть осознанно.
5-й уровень – «По моему хотению»
Когда М.И. анализирует дальше и понимает не только свои чувства и мысли. Но также она может заметить, что в связи со всей сложившейся ситуацией у неё рождается какая-то очень важная потребность.
Например, очень сильное желание быть понятой или принятой, или потребность в поддержке. И именно этого она хотела в тот момент, говоря с мужем. А вовсе не семечек.
На этом уровне человек как бы расколдовывается, понимая, чего он хотел на самом деле. И тогда эта история уже перестаёт быть про еду.
6-й уровень – «Действуй!»
Здесь М.И., осознав свою потребность, может найти способ действовать. То есть, способ удовлетворить эту потребность, а не подавить или отложить её.
Это не так просто, как кажется. Однако может получится.
И тогда, удовлетворив свою истинную потребность, никакие семечки её будут не нужны.
Да, тем более, сколько надо семечек, чтобы получить поддержку от мужа?
На этом уровне обычно становится понятно, что нисколько.
Бывает и так, что человек понимает, что надо делать, делает это, но встречает какие-то преграды. И некоторые в этот момент останавливаются, потому что не осознают, что происходит и что делать дальше.
7-й уровень – «Преодолевая преграды»
На этом уровне человек осознаёт, что у него не получается с 1-го, 2-го или 10-го раза удовлетворить свою истинную потребность. И он перестаёт делать одни и те же действия, которые не приводят к результату. А как бы смотрит на ситуацию со стороны, пытаясь понять, что на самом деле происходит.
Что мешает ему? Это внешние или внутренние преграды?
И обнаружив это, находит способы, как с этим быть.
В нашем примере это может выглядеть так.
М.И. понимает, что её истинная потребность – это потребность в поддержке и принятии со стороны мужа в те моменты, когда они спорят и конфликтуют (а может и в другие моменты ей тоже этого не хватает).
Она может понимать, что делать для удовлетворения этой потребности.
Например, она может попробовать сказать мужу об этом, поделиться своими чувствами. И в каких-то случаях с какими-то людьми это сработает, и всё будет хорошо. Но не всегда и не со всеми.
Допустим, что на её мужа это не подействовало.
Но М.И. не опустила руки, а попробовала через какое-то время ещё раз. Снова не помогло. Потом ещё раз – тот же результат.
Но и тут она не сдалась, а стала думать, что на самом деле мешает ей получить то, что так важно.
И, возможно, анализируя свои действия и реакцию мужа, она обнаружит, что мешают какие-то качества её мужа. Или же то, как она говорит о своей потребности.
Тогда она может решить, как вариант, пойти вместе с мужем на консультацию к психологу. Чтобы с помощью специалиста в особой атмосфере они с мужем смогли сказать друг другу что-то важное и, что самое главное – услышать друг друга по-настоящему.
И это может в корне изменить их отношения.
И тогда желание «заесть» свои чувства, мысли, потребности в этом контексте уже точно не возникнет.
P.S.
Конечно, выделение этих 7 уровней довольно условно.
Скорее это может быть полезно с практической точки зрения: посмотреть, на каком уровне в плане пищевого поведения чаще всего я нахожусь. И что можно сделать, чтобы «эволюционировать» дальше.
— Позволяет понять вид расстройств пищевого поведения и степень тяжести — Благодаря этому позволяет определить необходимый уровень помощи (стационар, фармакотерапия + психотерапия, только психотерапия) — Помогает спрогнозировать примерный срок терапии (краткосрочно — 2-3 месяца; среднесрочно — 6-12 месяцев, долгосрочно — более 1 года) — Даёт возможность лично пообщаться и понять, подходит ли вам специалист — Помогает задать все вопросы, волнующие вас на начальном этапе — Помогает начать действовать!
Как проходит:
— По скайп/вотсап/вайбер/зум — Из любой точки мира, где есть интернет — 30-40 минут
Кто проводит:
— Провожу я, Леонов Сергей, психолог, специалист по РПП с опытом работы более 14 лет.
Что, если мне не подойдёт:
— Это нормально, вы сэкономите деньги и время, и сможете попробовать консультацию с другим специалистом.
Как записаться:
— WhatsApp +79097007669 — через соцсети в разделе Контакты — через форму ниже
Я отвечу вам в течение 1-2 дней.
Так же для подстраховки вы можете написать СМС/сообщение в WhatsApp на номер 89097007669 с текстом «заявка», указав тем самым, что вы отправили заявку через сайт (редко, но такое бывает, что заявка с сайта могут не дойти или человек указал ошибочную электронную почту).
Рад видеть Вас здесь! Меня зовут Леонов Сергей, я психолог и специалист по РПП с опытом работы более 17 лет. Если вы тут, значит, скорее всего, у вас есть вопросы про пищевое поведение, внешность или вес. И тогда вас может заинтересовать онлайн-тренинг"Еда. Вес. Свобода!", который я буду проводить уже в 8-й раз и регистрация на который уже открыта. Все подробности вы можете узнать >>>здесь<<<