«Таблетки от печали» или почему для переживания тяжёлых чувств не все способы хороши?
Думаю, никто не будет спорить, что одна из главных (но не единственных) целей психотерапии – помощь человеку избавиться от душевных страданий, какими бы они ни были.
И в этом смысле, если человек переживает горе, сильную тревогу, приступы гнева и т.д., то вполне естественно, что после психотерапии эти тяжёлые переживания должны стать меньше, либо уйти совсем.
И я думаю, что с этой базовой предпосылкой согласиться любой психолог, психотерапевт и психиатр вне зависимости от того, в каком направлении терапии он работает.
Но ключевое и принципиальное, на мой взгляд, различие состоит в том, КАК и ЗАЧЕМ помочь человеку пережить такие непростые эмоциональные состояния.
И в зависимости от этого можно условно выделить два принципиально разных подхода.
Первый – «таблетка от чувств».
Это может быть и реальная таблетка (например, антидепрессант), чтобы купировать неприятные эмоциональные переживания. Но также это могут быть всевозможные техники, направленные на то, чтобы быстро и легко избавиться от этих самых переживаний.
Второй подход можно условно назвать – «проживание чувств».
Когда не ставится задачи избавиться от неприятного чувства быстро и легко.
И вот тут многие читатели (да и коллеги, вполне вероятно) могут задать резонный вопрос:
«Подождите, постойте! Но ведь если от какого-то тяжёлого чувства можно избавиться быстро и легко, то зачем огород городить? Ведь человеку плохо – и чем быстрее и легче он освободиться от мучающего его чувства, тем лучше. О каком другом подходе может быть речь???».
Чтобы ответить на этот вопрос, приведу несколько примеров.
Один – из моей собственной жизни.
Когда мне было 4-5 лет, родители взяли собаку, колли. Она жила в нашей семье на протяжении всего моего детства до 11-го класса. Она была полноправным членом нашей семьи, и мы все её очень любили. И я в том числе.
Но вот однажды она заболела, и её самочувствие стало ухудшаться. Сначала постепенно, затем быстрее. Мы, конечно, вызывали ветеринара, кололи ей лекарства. Но, к сожалению, в один день её не стало.
Сказать, что это было потрясением – ничего не сказать. Для меня это было настоящее большое переживание горя. Я помню эти дни до сих пор.
Было ли мне тяжело на душе?
Ещё как.
Чувствовал ли я себя подавленным, опустошённым, горюющим?
Конечно.
Была ли это настоящая душевная боль, сравнимая по своей силе с сильной физической болью?
Однозначно, была.
Но я точно знаю, что если бы в тот момент мои родители или я сам обратились бы к психологу/психотерапевту/психиатру, и он бы выписал мне какие-то таблетки, которые уже на следующий день позволили бы мне чувствовать себя как обычно, то я бы отказался.
100%.
Если бы он предложил мне какую-то технику, которая помогла бы мне оставить в памяти только позитивные воспоминания о моей собаке и при этом перестать чувствовать ту внутреннюю боль, то я бы тоже не согласился.
Почему?
Потому что, как бы это странно ни звучало, для меня было важно испытывать это горе, эту потерю, эту боль. Когда я это чувствовал, во мне происходило что-то очень важное. Возможно, ценность этих процессов я не понимал на сознательном уровне, но интуитивно – понимал.
Я написал тогда стих про мою собаку.
Я сидел и делал фотоальбом, где были разные фотографии с ней, начиная с момента, когда она была ещё совсем маленькой.
Мне было важно потом, уже спустя время, периодически приходить к тому месту, где мы её похоронили.
Я чувствовал, как моя утрата и мои переживания разделяют члены моей семьи, и это тоже было очень важно.
Только потом, много лет спустя, будучи психологом и обучаясь на программе по аутентичному движению, я услышал на семинаре Ирины Бирюковой про смысл и важную функцию архетипических аффектов, в том числе, печали и горя. Про то, что мы все переживаем такого рода чувства, когда теряем то или того, кто был для нас ценен. И что само переживание печали как будто соединяет нас с красотой и ценностью всего окружающего нас мира. Даёт нам это почувствовать так сильно, как никакое другое чувство.
Как писала в своей книге танцетерапевт Джоан Ходоров:
«Когда мы переживаем потерю, мы можем идентифицировать себя с вакуумом. Дарвин описывает 51-летнюю вдову в богадельне, которая «представляла, что она потеряла свои внутренности, и что все ее тело было пустым».
В младенчестве это ощущается, как будто бы никого нет рядом.
В зрелом возрасте тоска из-за потери любимого человека вызывает у нас слезы, плач, рыдания и другие ритмические выражения скорби.
«У нее было совершенно расстроенное выражение лица, она могла часами ритмически смыкать и размыкать сложенные лодочкой ладони» (там же).
Потеря приносит нам столько боли, что мы вправе спросить: зачем же тогда нужна печаль? В попытке ответить на этот вопрос, Стюарт предлагает нам представить, на что была бы похожа жизнь без печали.
Если бы нам не приходилось обращать внимание на потери, то мы бы не осознавали значимость тех, кого мы любим.Представьте себе пресность, равнодушие жизни, если бы на смерть ребенка, супруга или друга мы реагировали примерно такими словами: «О, ну вот, видимо, и все. Что ж, сегодня ты здесь, а завтра – там».
Печаль соединяет нас не только с теми, кого мы любим, но и со всей многогранностью осязаемого мира. Потерять любимого человека означает потерять изобилие и красоту природы…
…Когда мы ощущаем всю полноту потери, традиционные, ритмические, раскачивающиеся средства выражения траура и сосредоточенность на изображении утраченного любимого человека позволяют нам продолжать видеть его ее образ; оплакивание преображается в поэзию, песни, живопись и скульптуру… «
И тогда я понял, почему мне бы не помогла «таблетка от печали».
Я так же вспоминаю в качестве примера историю Виктора Франкла, прошедшего ужасы нескольких концлагерей и ставшего впоследствии знаменитым на весь мир психологом, автором логотерапии.
То, что пережил Франкл и что он описывает в своих воспоминаниях иначе как ужасом и адом на земле не назвать.
Но я глубоко убеждён, что если бы спустя несколько месяцев или лет после освобождения из плена ему предложили что-то, что помогло бы ему просто забыть весь этот ужас, то он бы не согласился. По крайней мере, мне так кажется.
Почему?
Во многом, ответ содержится в его собственных книгах. Но лично мне кажется, он не согласился бы потому, что хоть эти чувства и несли нечеловеческую боль, но были наполнены важным личным смыслом. Возможно, благодаря переживанию, а не избавлению, от этих чувств стало возможным написание его знаменитой «Скажи жизни «ДА». Возможно, это то, что помогало ему в его терапевтической практике. И в итоге позволило дожить до такого преклонного возраста…
Как писал он сам:
«Если в жизни вообще есть смысл, то должен быть смысл и в страдании. Страдание — неотделимая часть жизни, как судьба и смерть. Без страдания и смерти человеческая жизнь не может быть полной».
Поэтому для меня ключевой вопрос в работе с сильными тяжёлыми переживаниями не в том, нужно ли их изменять или нет (конечно, нужно, потому что они влияют на качество нашей жизни), а в том, КАК и ЗАЧЕМ это делать.
Подозреваю, что не все со мной согласятся, в том числе, и среди коллег.
Что ж, не претендую на истину в последней инстанции. Я понимаю, что кому-то гораздо ближе концепция быстрого избавления от неприятных чувств. Тем более сейчас, когда появляется всё больше и больше направлений психотерапии и отдельных авторских методов, ставящих во главу угла быстроту, а не смысл изменений.
В одной известной и в целом очень интересной книге есть такой отрывок из главы про быстрое переживание печали.
«Дальнейшая проверка показала, что Эл отныне может спокойно говорить и думать о Шери. Его сознание перенесло ее в совершенно другую категорию: из людей, о которых нужно печалиться, к людям, о которых приятно вспоминать. НЛП позволяет нам проникнуть в процесс кодирования нашим мозгом переживаний, а это, в свою очередь, позволяет нам добиться таких удивительно быстрых изменений».
Что ж, могу лишь сказать, что мне это не близко.
И если бы в моменты, когда я сталкивался в своей жизни с потерями своих близких, я бы пришёл на сеанс к психологу, который мне сказал бы:
«- Сейчас я помогу вам избавиться от горя, для этого, пожалуйста, делайте то-то и то-то»,
то я бы сказал ему:
«- Подождите, мне важно рассказать вам об этом человеке, мне важно поделиться с вами, что нас связывало, мне важно, чтобы бы увидели, признали, приняли моё горе, мою печаль, мою боль. Мне так хочется, чтобы вы побыли со мной рядом, когда я говорю вам о нём. Мне жизненно необходимо сейчас видеть в вас Свидетеля моей потери, моих переживаний, моей опустошённости. Могу я в этом опереться на вас?»…
И важная оговорка в конце.
Всё, что я писал выше,- это о тяжёлых, но при этом переносимых переживаниях, которые можно помочь человеку пережить, прожить, чтобы благодаря этому стать внутренне богаче и взрослее.
Если же речь идёт о непереносимых переживаниях, которые сопряжены с мыслями/действиями о суициде, с риском причинения вреда другим, с тяжёлыми формами психических расстройств (депрессия, ГТР и пр.), то здесь, естественно, нужна совсем другая стратегия помощи. По крайней мере, на первом этапе. Которая может включать в себя обследование психиатра, фармакотерапию, психотерапию, в ряде случаев – стационарное лечение.
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Что даёт:
— Позволяет понять вид расстройств пищевого поведения и степень тяжести
— Благодаря этому позволяет определить необходимый уровень помощи (стационар, фармакотерапия + психотерапия, только психотерапия)
— Помогает спрогнозировать примерный срок терапии (краткосрочно — 2-3 месяца; среднесрочно — 6-12 месяцев, долгосрочно — более 1 года)
— Даёт возможность лично пообщаться и понять, подходит ли вам специалист
— Помогает задать все вопросы, волнующие вас на начальном этапе
— Помогает начать действовать!
Как проходит:
— По скайп/вотсап/вайбер/зум
— Из любой точки мира, где есть интернет
— 30-40 минут
Кто проводит:
— Провожу я, Леонов Сергей, психолог, специалист по РПП с опытом работы более 14 лет.
Что, если мне не подойдёт:
— Это нормально, вы сэкономите деньги и время, и сможете попробовать консультацию с другим специалистом.
Как записаться:
— WhatsApp +79097007669
— через соцсети в разделе Контакты
— через форму ниже
Я отвечу вам в течение 1-2 дней.
Так же для подстраховки вы можете написать СМС/сообщение в WhatsApp на номер 89097007669 с текстом «заявка», указав тем самым, что вы отправили заявку через сайт (редко, но такое бывает, что заявка с сайта могут не дойти или человек указал ошибочную электронную почту).