ARFID (ИОРПП у детей)

Питание ребенка – это естественный физиологический процесс. Однако для некоторых родителей он превращается в огромное испытание, пути преодоления которого часто непонятны.

Речь идёт о тех случаях, когда ребёнок боится еду. То есть, боится то, чего по идее он совсем не должен боятся. Как следствие – у ребёнка сильно сужается рацион, возникает капризность во время приёмов пищи, могут появляться проблемы со здоровьем. А родители в таких случаях просто не могут понять, что происходит.

Разобраться в причинах этой проблемы и в способах её решения постараемся в этой статье.

 

Почему ребёнок может бояться еду?

 

Причин, почему ребёнок может бояться еду, несколько.

Во-первых, это может быть серьёзное расстройство пищевого поведения, которое может приводить к существенным рискам для здоровья и требовать лечения.

Во-вторых, это может быть субклиническая форма такого расстройства, когда сильных угроз нет, но на качестве жизни семьи такое пищевое поведение ребёнка сказывается. Это те случаи, с которыми в основном сталкивался и работал я в своей практике.

И, в-третьих, это может быть обычная возрастная капризность и избирательность в еде, свойственная почти всем детям в определённом возрасте.

Чтобы понять, что есть что, и в каких случаях действительно нужно беспокоиться, давайте разберём эти варианты подробнее.

 

Расстройство пищевого поведения у детей.

В Руководстве по диагностике и статистике психических расстройств (DSM-V, 2013г.), которое используют многие специалисты по психическому здоровью во всём мире, есть отдельный раздел – расстройства пищевого поведения.

Там помимо многим известных расстройств – анорексии, булимии, переедания, — есть менее известное. Называется оно ARFID (Avoidant/restrictive food intake disorder) – «Расстройство, связанное с избеганием/ограничением приема пищи». В международной классификации болезни (МКБ-10) отдельно это расстройство не описано, а попадает в общий раздел F50.8 («другие расстройства приёма пищи»).

Ниже я опишу критерии этого расстройства со своими небольшими комментариями:

А. Нарушение питания или кормления (например, отсутствие интереса к приёму пищи или к самой еде; избегание определенных продуктов на основании их сенсорных качеств (цвета, запаха, консистенции и т.д.); беспокойство по поводу опасных для здоровья последствий приема пищи), проявляющееся в постоянном недостатке удовлетворения питательных и/или энергетических нужд, связанном с одним (или более) признаком из следующих:

  1. Значительная потеря веса (или невозможность достичь ожидаемого набора веса, или задержка роста у ребёнка).

Для того, чтобы понять, есть ли потеря веса, можно взвесить ребёнка несколько раз в неделю в течение 2-3 недель и посмотреть на динамику. Невозможность достичь ожидаемого веса означает, что ребёнок в этом возрасте весит меньше, чем большинство его сверстников такого пола, роста и возраста. Для этого обычно используются соответствующие таблицы и кривые изменения веса. Задержку роста так же можно определить по соответствующим таблицам или при плановом посещении педиатра.

2. Значительная нехватка питательных веществ.

Например, если ребёнок почти совсем не ест белок (мясо, рыбу, птицу, молочные продукты, яйца и пр.), у него может наблюдаться дистрофия мышц; при выраженном дефиците ряда витамином и микроэлементов могут наблюдаться свои клинические проявления различных расстройств. То есть, это не будет просто про «ест мало фруктов» или «какой-то он/она бледный».

3. Зависимость от энтерального питания (специальные смеси или зонд) или оральных пищевых добавок.

Когда единственным способом накормить является приготовление специалильных смесей или в самых крайних случаях кормление через зонд (как, например, при случаях госпитализации с тяжёлой формой анорексии).

4. Значительное влияние на психосоциальное функционирование.

Могут страдать когнитивные процессы (мышление, память, внимание, речь), эмоциональная сфера (апатия, агрессивность, подавленное настроение), поведение (неуправляемость, конфликтность, замкнутость). Кроме этого ребёнок может перестать ходить в детский сад/школы (если до этого ходил), потому что не может там есть. Семья часто не может поехать в отпуск, сходить в гости, на праздники, на длительную прогулку, очень много времени и энергии родителей тратится на каждый приём пищи.

В. Расстройство не связано с недоступностью пищи или с ограничениями со стороны культурных традиций.

Если ребёнок ест очень мало просто потому, что еда недоступна, то это социальная проблема, а не психическое расстройство.

С. Расстройство не наблюдается только лишь в период нервной анорексии или булимии и не связано с переживанием из-за фигуры и веса.

В отличии от «классической тройки» РПП (анорексия, булимия, переедание), когда всегда есть беспокойство насчёт внешности, и это является центральным для этих видов расстройств, при ARFID такого почти никогда нет. Ребёнок боится еду и ест мало не потому, что он боится поправиться или хочет похудеть. В этом смысле это скорее похоже на фобию, где в виде объекта страха выступает еда.

D. Расстройство не является частью другого психического заболевания, усиливаясь в периоды обострений.

При некоторых других соматических и психических расстройствах ребёнок может бояться есть, отказываться от еды, сужая свой рацион. В данном случае важно лечить основное расстройство.

Субклиническая форма расстройства пищевого поведения (нарушение пищевого поведения).

Что это значит?

Это значит, что ситуация не соответствует всем критериям расстройства, связанного с ограничением/избеганием пищи, и не является такой драматичной. Однако в пищевом поведении ребёнка есть проблемы, и они доставляют существенные трудности. В первую очередь, родителям. Но нередко и самому ребёнку тоже.

Какую картину чаще всего можно наблюдать в этом случае?

Во-первых, ребёнок хоть что-то, но ест сам. То есть, нет 100% зависимости от энтерального питания.

Во-вторых, рацион ребёнка действительно сильно сузился. У кого-то до 15-20 продуктов и блюд, у кого-то до 10. Но точно ребёнок стал есть гораздо менее разнообразно, чем до появления нарушений в питании.

В-третьих, ребёнок действительно боится еду. То есть страх точно присутствует. Это может быть страх еды определённого цвета, формы, запаха, вида. Страх конкретного продукта. Страх есть дома при нормальном питании вне дома. Но страх есть почти всегда.

В-четвёртых, нарушения физического, психического, социального функционирования отсутствуют, либо незначительны. То есть, в повседневной жизни ребёнок ведёт себя примерно так же, как и до возникновения нарушений. Нет резких ухудшений.

И, в-пятых, нарушения в питании у ребёнка вызывают конкретные трудности в семье. Обычно это трудности, связанные с социальной адаптацией (не может пойти в садик, в школу, в гости); проблемы в отношениях (ссоры, споры по поводу еды); сильные переживания самих родителей, которые не знают, что делать; повышение капризности самого ребёнка. И важно, что это всё длится во времени и не проходит само собой.

Именно по этой причине родители часто, в конце концов, и обращаются за помощью.

Как понять, это расстройство (нарушение) пищевого поведения или что-то другое?

К сожалению, далеко не все педиатры, детские психиатры и психологи знают про то, что у детей могут быть расстройства пищевого поведения. Поэтому есть риск упустить реальное расстройство или получить какой-то другой неверных диагноз.

Что я рекомендую, когда обращаются ко мне?

Предварительно всегда подробно расспрашиваю в переписке про пищевое поведение и образ жизни ребёнка и семьи. На основе этого хотя бы примерно можно судить, это вообще про РПП или совсем про другое.

Если про другое – стараюсь дать контакты коллег, кто работает с детьми с соответствующей проблемой.

Если всё-таки похоже на РПП, то спрашиваю, как давно были у педиатра и сдавали основные анализы. Если не были / не сдавали давно – рекомендую обратиться, и потом повторно написать мне.

Если были недавно и были обнаружены существенные ухудшения здоровья, то дальше готов работать только при условии постоянного наблюдения педиатра (если родители готовы), а иногда и некоторых других специалистов (психиатр, гастроэнтеролог).

Если были недавно, и в целом никаких нарушений не выявлено, и сами родители не предъявляют сильных жалоб, кроме самого страха еды, то обычно можно работать в режиме психотерапии с самими родителями.

Нормальная капризность в еде у детей.

Не является расстройством и нарушением в пищевом поведении нормальная возрастная капризность в еде у маленьких детей. В этой ситуации ребёнок не боится еду, а скорее, отказывается от каких-то конкретных продуктов или блюд. При этом его рацион в целом остаётся разнообразным. И проблем для родителей и самого ребёнка не возникает.

За исключением тех случаев, когда родители считают, что ребёнок во что бы то ни стало должен в этом возрасте есть какую-то определённую еду. Например, рыбу. Или яблоки. Или манную кашу.

Нормальная капризность и избирательность характерна для детей дошкольного, реже – младшего школьного возраста. И, что важно, — она проходит со временем.

Ребёнок, который в 4 года наотрез отказывался есть рыбу, через некоторое время начинает её есть.

Близко с этой историей находятся ситуации индивидуальных вкусовых предпочтений. Когда одни дети не очень любят одну пищу, но обожают другую. Это может поменяться или не поменяться с возрастом (вспомните, возможно, вы тоже не едите сейчас что-то, что не любили с самого детства).

Как бы то ни было, в этих случаях нет угрозы физическому и психическому здоровью, нет проблем для семьи. И по сути родителям делать ничего специального не нужно.

 

Что делать, если ребёнок боится еду?

 

Что родители могут начать делать самостоятельно?

Каждый случай индивидуален, поэтому не может быть одиноких для всех родителей рекомендаций. Однако кое-что родители могут начать делать уже сейчас. И это с большой вероятностью способно будет помочь.

  1. Игнорировать нежелательное пищевое поведение и подкреплять желательное.

Например, если ребёнок в очередной раз капризничает во время еды, отказывается есть, злится, выбрасывает еду, то важно постараться показать ему как можно меньше своих чувств. А по возможности – вообще проигнорировать эмоционально такой эпизод. Но вот если ребёнок съел что-то новое, или согласился попробовать что-то, от чего он давно отказался, или сам попросил поесть и т.п. – вот тут важно, наоборот, включиться по-максимому. И отреагировать эмоционально: похвалить, поддержать, порадоваться, расспросить, как ему это удалось.

Тогда нежелательное поведение может постепенно терять свою силу, так как ребёнок будет видеть, что оно никак не подкрепляется со стороны родителей. А позитивное поведение будет закрепляться, потому что каждый раз после него ребёнок будет чувствовать поддержку.

2. Предлагать новую еду не напрямую, а косвенно.

Если ребёнок боится еду, то попытки предлагать ему что-то новое, как правило, заканчиваются провалом.

Однако это не значит, что он вообще не способен съесть что-то новое и расширить свой рацион.

Просто зачастую родителям надо действовать «обходными» путями.

Например, если ребёнок не ест ничего из мяса, вы можете в какой-то из приёмов пищи, сидя с ним за столом, положить себе кусок мяса, начать есть, как бы между делом нахваливая эту еду и говоря, как вам вкусно. Но при этом не предлагая её ребёнку. У некоторых детей может возникнуть любопытство: а действительно ли это так вкусно, как мама/папа говорит? И тогда на первый план может выйти желание проверить, а страх новой еды может на время отступить на второй план.

Или, например, когда вы гуляете с ребёнком где-то, можно предложить ему зайти куда-то перекусить. Желательно в то место, где он ни разу не был. И там обратить его внимание на то, что здесь есть самая разная еда, в том числе, та, которую он не ел никогда, или которую перестал есть. При этом сказать, что он вовсе не обязан есть то, что предложите вы, а может сам выбрать что-то. И тогда опять же на первый план может у кого-то из детей может выйти потребность проявить самостоятельность и воспользоваться неожиданной свалившейся свободой, а о страхе новой еды такой ребёнок может позабыть.

На самом деле, способов косвенного предложения новой еды очень много. Любой родитель, включив немного фантазии, может придумать несколько новых способов. Главное – попробовать их и посмотреть, что сработает.

3. Поддерживать ребёнка в том, чтобы он пробовал что-то новое и за пределами сферы питания.

Чем чаще ребёнок будет попадать в ситуации, когда он делает что-то новое, и при этом это безопасно, тем быстрее мозг проведёт параллель с тем, что и пробовать новую еду – это тоже безопасно и нормально.

Поэтому можно предлагать ребёнку: новые места, новый мультики, фильмы, книги, новые знакомства, новые варианты игр дома, новые предметы для творчества (например, купить масляную пастель, если до этого ребёнок никогда ей не рисовал), и так далее.

Кроме этого, важно поддерживать ребёнка всякий раз, когда он сам проявляет инициативу сделать или попробовать что-то новое.

Например, ваш ребёнок сказал, что хочет сегодня во время купания в ванной попробовать нырнуть с головой и задержать дыхание. Вы можете поддержать эту идею, дав понять, что это здоровое, у него получится, вы будете рядом, и это безопасно.

Говоря о том, что чаще всего работает (у кого-то лучше, у кого-то хуже) и чем можно воспользоваться самостоятельно, нужно сказать и о том, что точно не работает и способно гарантировано ухудшить ситуацию.

Это любого рода насилие над ребёнком, в частности, попытки физически заставить его есть. Запихивать ложку с едой, заставлять доесть всю порцию во что бы то ни стало, не давать ребёнку есть долгое время, применять к нему физическое наказание за то, что он отказывается что-то есть, и так далее.

Эти варианты точно не помогут ребёнку, если он боится еду. А с большой вероятностью ещё и станут дополнительным травматичным опытом для него.

Что можно почитать и посмотреть про то, почему ребёнок боится еду?

Кроме собственных действий, описанных выше, родители могут помочь ребёнку и самим себе, начиная больше узнавать про расстройство/нарушение, связанное с избеганием или ограничением приёма пищи.

К сожалению, качественной информации и литературы на этот счёт на русском языке очень мало.

Однако некоторые ресурсы я точно могу порекомендовать.

Во-первых, это замечательная статья нейропсихолога, Ольги Семёновой, которую я с ей разрешения разместил у себя на сайте.

Там очень подробно рассказывается про ARFID, анализируются его причины, и даются конкретные рекомендации для родителей.

Во-вторых, это очень хорошее анимационное видео про ARFID от австралийского специалиста, Гленна Робертсона, переведённое мной на русский и размещённое с его разрешения на моём youtube-канале.

В-третьих, это видеозапись лекции Сорвачевой Татьяны Николаевны, профессора, доктора медицинских наук, заведующей кафедрой питания детей и подростков Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования. о нарушениях в питании у детей, где приводится много медицинских и не только фактов, результатов исследований, объяснений и статистики.

В-четвёртых, этом моё видео про ARFID, где собраны данные исследований, реальная история девочек-подростков с этим расстройствам, а также есть ряд рекомендаций.

 

Чем может помочь специалист, если ребёнок боится еды?

Если в вашем городе или рядом есть специалист по расстройствам пищевого поведения, который работает с детьми, то лучше всего будет обратиться за помощью именно к нему.

Если такого специалиста нет, вы можете обратиться за помощью ко мне.

Я не работаю с маленькими детьми (только с подростками и старше). Но при этом консультирую родителей, которые подозревают у своего ребёнка расстройство или нарушение пищевого поведения, связанное с избеганием или ограничением приёма пищи.

В некоторых случаях бывает достаточно одной встречи, на которой мы более подробно обсуждаем ситуацию и конкретные рекомендации для родителей. Мой опыт показывает, что большинство родителей таких детей – высокозамотивированные, и поэтому готовы добросовестно выполнять озвученные рекомендации.

В некоторых случаях бывает необходимость в нескольких встречах.

Но, как правило, терапия при ARFID (особенно субклинической формы) – краткосрочная. В отличии от терапии других видов расстройств пищевого поведения, где требуются месяцы, а иногда и несколько лет регулярной работы.

Поэтому если необходима будет помощь – обращайтесь, буду рад вам помочь!

© Психолог Леонов Сергей Дмитриевич

Понравилось? Поделитесь с друзьями!



бесплатная консультация психолога по расстройствам пищевого поведения

tick-9 Что даёт:

— Позволяет понять вид расстройств пищевого поведения и степень тяжести
— Благодаря этому позволяет определить необходимый уровень помощи (стационар, фармакотерапия + психотерапия, только психотерапия)
— Помогает спрогнозировать примерный срок терапии (краткосрочно — 2-3 месяца; среднесрочно — 6-12 месяцев, долгосрочно — более 1 года)
— Даёт возможность лично пообщаться и понять, подходит ли вам специалист
— Помогает задать все вопросы, волнующие вас на начальном этапе
— Помогает начать действовать!

tick-9
Как проходит:

— По скайп/вотсап/вайбер/зум
— Из любой точки мира, где есть интернет
— 30-40 минут

tick-9
Кто проводит:

— Провожу я, Леонов Сергей, психолог, специалист по РПП с опытом работы более 14 лет.

tick-9
Что, если мне не подойдёт:

— Это нормально, вы сэкономите деньги и время, и сможете попробовать консультацию с другим специалистом.

tick-9
Как записаться:

— WhatsApp +79097007669
— через соцсети в разделе Контакты
— через форму ниже

Я отвечу вам в течение 1-2 дней.

Так же для подстраховки вы можете написать СМС/сообщение в WhatsApp на номер 89097007669 с текстом «заявка», указав тем самым, что вы отправили заявку через сайт (редко, но такое бывает, что заявка с сайта могут не дойти или человек указал ошибочную электронную почту).


Ваше имя (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Ваш телефон (на случай, если наш ответ в вашей эл.почте попадёт в "спам")

Сообщение

Буду рад вам помочь!


Вас также может заинтересовать:

Новый точечный рисунокРад видеть Вас здесь! Меня зовут Леонов Сергей, я психолог и специалист по РПП с опытом работы более 15 лет. Если вы тут, значит, скорее всего, у вас есть вопросы про пищевое поведение, внешность или вес. И тогда вас может заинтересовать онлайн-тренинг "Еда. Вес. Свобода!", который я буду проводить уже в 6-й раз и регистрация на который уже открыта. Все подробности вы можете узнать >>>здесь<<<

 

Яндекс.Метрика