Техника «Пищевая цепочка» для детей с ИОРПП
ИОРПП — это избегающее/ограничительное расстройство пищевого поведения, которому чаще всего подвержены дети дошкольного и младшего школьного возраста (по-английски — ARFID).
«Пищевая цепочка» – это метод, при котором вы вносите постепенные изменения с течением времени, чтобы познакомить своего ребёнка с новой пищей. Изменение может быть таким же незначительным, как разрезание бутерброда по горизонтали вместо вертикали. Как только ваш ребёнок примет одно небольшое изменение, вы можете начать работать над другим. Со временем вы можете ввести новые продукты.
Пищевая цепочка должна быть адаптирована к вашему конкретному ребенку. Некоторые дети способны быстрее вносить большие изменения. Некоторым может потребоваться внести небольшие изменения в течение более длительного периода времени.
Инструкция к технике «Пищевая цепочка» для детей с ИОРПП.
1. Начните с еды, которая нравится вашему ребенку.
Выясните, что именно нравится вашему ребенку в еде. Это форма, цвет, текстура и т.д.
Примеры:
— крекеры в форме рыбы,
— очищенные и порезанные на дольки зеленые яблоки.
2. Подайте пищу с похожими характеристиками.
Примеры:
— попробуйте подать крекеры разного цвета или другой формы. Возможно, вам это не покажется большой переменой, но для вашего ребенка это может иметь огромное значение. Вы также можете смешать пару цветных крекеров с обычными.
— попробуйте красные и желтые яблоки, или попробуйте их порезать кружочками, полосками и т.д. Ребенок должен понять, что яблоко — это яблоко, в каком бы виде оно не было бы подано.
3. Как только ваш ребенок примет первое изменение, вы можете внести следующие изменения.
— вы можете подать сырный крекер или, может быть, предложить крекер в форме рыбы с другим вкусом.
— попробуйте измельчить яблоко для приготовления яблочного пюре или поместить в соковыжималку для приготовления яблочного сока.
4. Продолжайте вносить небольшие изменения с течением времени, и, в конечном итоге, вы сможете ввести новые продукты (но это не точно😄).
Если вы столкнетесь с тем, что ребенок не захочет идти дальше, вы всегда можете сбавить скорость или вернуться назад. Метод хорош тем, что здесь нет четких рамок и всегда можно действовать исходя из конкретной ситуации.
Пример. Как подвести ребенка есть клубнику, если он ест мороженое. Шаги:
- Любимое мороженое
- Мороженое с клубничным пюре
- Мороженое с клубникой или кусочками клубники
- Клубничное пюре
- Кусочки клубники.
Ещё один пример на картинке ниже
Дополнительные советы от специалистов относительно техники «Пищевая цепочка» для детей с ИОРПП:
— Измените посуду, которую вы предлагаете – попробуйте предложить забавную тарелку, вилку, ложку, зубочистку и т. д., чтобы сделать трапезу более увлекательной. Часто дети хотят, чтобы еда каждый раз подавалась в одном и том же виде, поэтому внесение такого рода изменений может быть хорошим первым шагом, прежде чем они будут готовы к тому, чтобы сама еда действительно изменилась.
— Используйте разные тарелки – если ваш ребенок обычно пользуется разделенной тарелкой, попробуйте использовать тарелку без разделителя.
— Измените место, где вы кладете еду на тарелку – для некоторых детей определенные продукты лежат в определенных местах, и даже изменение этого может иметь большое значение. Вы можете начать с вращения тарелки при подаче, а затем перейти к подаче блюд в разных секциях.
— Измените форму блюда – начните с небольших изменений. Попробуйте яблочные ломтики потоньше, но делайте их именно ломтиками. Они должны выглядеть похожими, но немного отличаться. Как только все будет в порядке, вы можете двигаться дальше.
— Измените цвет пищи – вы можете использовать натуральные или обычные пищевые красители, чтобы изменить цвет пищи. Большинство из них совершенно не изменяют вкус, но еда будет выглядеть совсем по-другому. Это изменение может быть немного тревожным, если оно неожиданно. Это может быть увлекательное совместное приготовление пищи, чтобы ваш ребенок был готов.
— Измените температуру – например, попробуйте предложить холодный салат из макарон вместо горячей пасты. Не все продукты имеют такой же приятный вкус при изменении температуры, но этот эксперимент может стать интересным, если ваш ребенок готов быть немного более предприимчивым.
— Измените текстуру – это переход от яблок к яблочному пюре или от печеного картофеля к картофельному пюре. Это большой шаг, который может потребовать небольшой подготовки, потому что еда выглядит по-другому и ощущается по-другому.
© Дремук Ирина (г. Минск). Кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории медицинской биофизики ИБиКИ НАН Беларуси, мама ребёнка с ARFID, автор телеграм-канала «Дети с РПП» для родителей детей с ARFID.
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Что даёт:
— Позволяет понять вид расстройств пищевого поведения и степень тяжести
— Благодаря этому позволяет определить необходимый уровень помощи (стационар, фармакотерапия + психотерапия, только психотерапия)
— Помогает спрогнозировать примерный срок терапии (краткосрочно — 2-3 месяца; среднесрочно — 6-12 месяцев, долгосрочно — более 1 года)
— Даёт возможность лично пообщаться и понять, подходит ли вам специалист
— Помогает задать все вопросы, волнующие вас на начальном этапе
— Помогает начать действовать!
Как проходит:
— По скайп/вотсап/вайбер/зум
— Из любой точки мира, где есть интернет
— 30-40 минут
Кто проводит:
— Провожу я, Леонов Сергей, психолог, специалист по РПП с опытом работы более 14 лет.
Что, если мне не подойдёт:
— Это нормально, вы сэкономите деньги и время, и сможете попробовать консультацию с другим специалистом.
Как записаться:
— WhatsApp +79097007669
— через соцсети в разделе Контакты
— через форму ниже
Я отвечу вам в течение 1-2 дней.
Так же для подстраховки вы можете написать СМС/сообщение в WhatsApp на номер 89097007669 с текстом «заявка», указав тем самым, что вы отправили заявку через сайт (редко, но такое бывает, что заявка с сайта могут не дойти или человек указал ошибочную электронную почту).
Буду рад вам помочь!
Вас также может заинтересовать: